Римляне, заложившие основы европейского виноделия, отделяли цивилизованный мир, в котором пили вино, от варварского, знавшего только пиво.

Италия: история виноделияОпираясь на знания римлян о виноделии, Италия превратилась — и поддерживала этот статус на протяжении веков — в одну из основных стран-производителей вина; прежде всего это касалось его количества.

Но сегодня, помимо гектолитров, итальянских виноделов в первую очередь интересует качество вина. Об этом свидетельствуют введенные в 1963 году законы, цель которых-гарантировать высокое и неизменное качество вина и демонстрировать иерархию итальянских вин, которой, если говорить о практической стороне дела, может, наконец, доверять потребитель.

Итальянские вина поражают своим разнообразием, которое вызвано огромным, можно сказать, непревзойдённым числом традиционных уникальных сортов винограда, неизвестных в других странах. Виноградная лоза посажена на бесчисленных холмах, а порой и на равнинах тесными рядами или же чередуясь с другими культурами.

Виноградники простираются на тысячу километров с севера на юг на чрезвычайно богатых разнообразных почвах при благоприятных и разных климатических условиях.

Вдобавок к этому итальянский винодел испытывает особую привязанность к земле, на которой он родился, и развивает в вине с каждого участка оригинальный характер, внося, таким образом, свой вклад в существующее и без того многообразие здешних вин.

Введенное в 1963 году законодательство, схожее с французским, ограничивает территории происхождения вин, устанавливает сорта винограда, определяет максимальные нормы урожайности и минимальное содержание алкоголя, постоянно адаптируясь при этом к современным требованиям качества и уважая накопленные тысячелетиями традиции.

Так, например, год за годом появляются новые вина DОС, прокладывающие дорогу новым винам DОСG, которые представляют собой лучшее среди лучшего, что доказывает весь потенциал винодельческой Италии, стремящейся идти как можно дальше в том, что касается высокого престижа и качества своих вин.

Наконец, фальсификации и нарушения при производстве вина строго пресекаются. Это позволяет лицам, ответственным за сельское хозяйство, утверждать, что вина в Италии контролируются строже, чем любой другой продукт.

Все это дает потребителю больше шансов не только воспользоваться добротным итальянским вином, как это имело место несколько десятилетий тому назад, но и попробовать великолепные вина, достигающие высочайшего уровня и способные вызвать восхищение у самого требовательного знатока.

В заключение мне хотелось бы добавить, что даже если итальянская регламентация подвергается постоянному развитию, тем не менее она очень адаптирована к условиям этой страны, и ее стоит поддерживать. Она обладает тем достоинством, что защищает вина, которые, может быть, и не по вкусу всем англо-саксонским дегустаторам, но которые являются хранителями исконных традиций, глубоко укоренившихся в самом образе жизни местного населения.

Цель этой регламентации — борьба против выравнивания вкуса вин, против тенденции, которая ведет к тому, что все виноградники будут засажены сортом Каберне Совиньон, предлагая нам, где бы мы ни находились, слабые копии бордоских вин.

Италия, вероятно, в еще большей степени, чем Франция, является настоящим «музеем» различных сортов винограда, которые дают вина, особенно подходящие к местной кухне и традициям. Дегустаторы считают, что некоторые итальянские вина порой трудно понять, во всяком случае, труднее, чем вина из Каберне или Шардоне.

И многие винодельческие дома, стараясь обеспечить себе легкий коммерческий успех и, так сказать, продавая свою душу дьяволу, начинают производить вина на вкус рынка, причем именно англо-саксонского. Таким образом, в Чили, Калифорнии, Австралии и Италии появляется множество вин, полученных главным образом из сорта Каберне Совиньон, восхваляемых радостными дегустаторами за то, что они смогли учуять в них так хорошо знакомый им аромат бордоских вин.

Итальянская регламентация мужественно отказывается признавать эти вина, которые, будучи в целом очень хорошими, остаются, тем не менее, простыми столовыми винами (Vino da Tavola), хотя порой и продаются на экспорт, в силу своего успеха, по сумасшедшим ценам.

На мой взгляд, эти вина наносят ущерб оригинальному характеру итальянских вин, их своеобразию и типичности, угрожая их обезличить. И чем лучше они будут, тем сильнее эта угроза. Ибо какой бы качественной ни была копия, я всегда предпочту оригинал, то есть хорошее вино из Бордо. А прекрасное Brunello di Montalcino из сорта Санджовезе или Barolo и Barbaresco, созданные из собранного в туманном ноябре Неббьоло, навсегда останутся несравненными винами.